Четверг, 10.10.2024, 06:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Каталоги [8]
Статьи [161]
СМИ [11]
История [16]
От Петровских времён до наших дней.
Памятные даты [7]
Памятники [8]
Училищe [123]
Герои Советского Союза [54]
Герои России [2]
Маршалы Инженерных Войск [6]
...
Генералы [1]
Ученые [0]
Политики [0]
Творчество [9]
Поздравления [4]
Объявления [1]
Админблок [2]
Социум [4]
Поиск
Друзья сайта

Ваш реальный бизнес на портале
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Alma Mater Инженерных Войск
Главная » Статьи » Статьи

Фатеев К.К.

Фатеев К.К.

К 70-летию войсковых учений  с применением атомного оружия на Тоцком полигоне


14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне Южно-Уральского ВО были проведены секретные корпусные общевойсковые учения с реальным применением атомного оружия. Со всех участников учений была взята, так называемая, «подписка о неразглашении» сроком на 25 лет. Поэтому сохранившиеся материалы достаточно скудны и противоречивы. Особенно это касается тех воспоминаний очевидцев события, которым после 25 лет молчания удалось опубликовать свои воспоминания.
В преддверии 70-ой годовщины учений, я хочу ознакомить читателей с воспоминаниями моего отца – непосредственного участника этих событий. Отец, гвардии полковник Фатеев Константин Сафронович, участник Великой Отечественной войны, офицер инженерных войск, прошедший боевой путь от Москвы до Берлина.
В 1954 году он командовал 56 отдельным Александрийским, Краснознаменным, орденов Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого инженерно-саперным полком Одесского ВО (далее – 56 оисп), дислоцированным в городе Дубоссары Молдавской ССР .

Из воспоминаний
гвардии полковника Фатеева К.С.
25 мая 1954 года по приказу Министра обороны СССР 56 оисп был погружен в железнодорожные эшелоны на станции Тирасполь и направлен на войсковые учения, проводимые Министром обороны на Тоцком полигоне Южно-Уральского ВО.
После разгрузки на железнодорожной станции Тоцкой, полку был указан район на южной окраине полигона, в 5 км от реки Самары, для оборудования лагеря. В километре от полкового лагеря разместились прибывшие из Московского ВО 5 инженерно-саперная бригада и отдельный маскировочный батальон. Кроме этого на учения прибыли окружные инженерно-саперные полки Прикарпатского и Северо-Кавказского военных округов.
Командиры инженерных частей получили от НШ руководства учений, начальника ГУ боевой подготовки МО генерала-армии Петрова И.Е., задания по инженерной подготовке войсковых учений, на которых впервые в мире будет взорвана атомная бомба в атмосфере. Все инженерные части до 25 июня занимались очисткой полигона от неразорвавшихся артиллерийских снарядов.

В июне из Белорусского ВО на учения прибыл 128 СК 28 А Белорусского ВО под командованием генерал-майора Чижа В.Ф., который должен был в соответствии с замыслом учений подготовить исходный район для наступления и участвовать в прорыве глубокоэшелонированной обороны «противника» (далее – противника) на глубину двух оборонительных полос.
Над второй позицией главной полосы обороны противника, в 5 км от первой траншеи наступающих дивизий, будет взорвана атомная бомба, а при прорыве 2-ой полосы обороны будет произведена имитация наземного атомного взрыва.
56 оисп получил наиболее ответственную задачу – подготовить в инженерном отношении 2-ую позицию 1-ой главной полосы обороны, над которой будет взорвана атомная бомба.
В инженерную подготовку входило:
- отрывка трех траншей и ходов сообщения полного профиля с различными видами крепления крутостей и перекрытий;
- устройство стрелковых окопов, пулеметных ячеек, минометных, артиллерийских и танковых окопов;
- устройство блиндажей, наблюдательных пунктов, убежищ;
- устройство проволочных и противотанковых заграждений (кроме минно- взрывных).
Все земляные сооружения тщательно маскировались силами отдельного маскировочного батальона различными видами маскировки.
За 10 дней до учений в траншеях были установлены чучела солдат и офицеров, одетых в новое летнее и зимнее обмундирование всех видов и родов войск. Спецподразделения установили в окопах минометы, артиллерийские орудия разных калибров и танки, но основной задачей 56 оисп было устройство в районе эпицентра взрыва различного типа убежищ, долговременных огневых сооружений, наблюдательных пунктов (НП) из материалов, применяемых в фортификации (дерево, железобетон, гофрированная и литая сталь).
Посадку (размещение) сооружений на местности и контроль качества работ производил инженер-полковник Емельянов С.Н. – начальник отдела фортификации Научно-исследовательского института Инженерных войск (НИИ ИВ).
Дважды для контроля выполненных работ приезжал начальник кафедры подземного строительства ВИА им. В.В. Куйбышева, доктор технических наук, профессор, генерал-майор инженерно-технической службы Давыдов С.С.
Сооружения строились на различной глубине, перекрывались многослойными перекрытиями из бревен и земляной толщей от 100 до 200 см. Сооружения оборудовались толстыми двойными дверями с полной герметизацией резиновыми прокладками и прочными запорами, в некоторых убежищах устанавливали специальные стальные двери.
В каждом убежище устанавливались фильтры-вентиляторы. Все деревянные детали обмазывались толстым слоем глины. Были установлены 5 огневых бронированных сооружений со сферической поверхностью, оборудованных оптическим прицелом для стрельбы из пулемета «БУК» – башенная установка кривоствольная.
За несколько дней до начала учений учеными НИИ ИВ были установлены датчики на стены и перекрытия каждого сооружения, а за день до учений в защитные сооружения были помещены живые бараны.
На различных расстояниях от эпицентра, где по рельефу местности должна пройти сильная ударная волна, была расставлена новая боевая техника всех родов и видов войск (самолеты различных типов, танки, бронетранспортеры, артиллерийские системы, различные спецмашины), а за 2 дня до начала учений к врытым в землю столбам привязали животных (верблюдов, лошадей, быков, овец). Часть техники помещалась в капониры и окопы. На всю технику устанавливались различные датчики. Это делалось с целью выявления последствий воздействия светового излучения, ударной волны и проникающей радиации после взрыва атомной бомбы.
За месяц до начала учений экипаж самолета ТУ-4 с высоты 10 км и за 10 км от эпицентра начал проводить тренировки по сбросу атомной бомбы. Сбрасывалась имитационная бомба, по весу и форме равная настоящей с имитационным взрывателем, по взрыву которого определяли точность бомбометания. Точного взрыва на высоте 250-300 м от уровня земли долго не могли добиться. Только после оборудования силами 56 оисп ориентира, в виде креста из покрышек, длиной 500 м и шириной 20 м, покрытых известью, и установки по боевому курсу металлических уголковых отражателей, бомбы стали взрываться над эпицентром и на заданной высоте.
По рельефу местности эпицентр был выбран в большой естественной впадине. Высота краев доходила до 70 м от нижней поверхности впадины. В самом эпицентре росла небольшая роща из крупных, прямых и высоких берез.
Другие инженерные части выполняли следующие задания:



- 45 оисп Северо-Кавказского ВО (командир – полковник Абашин Д.Д.) развернул в нескольких километрах от железнодорожной станции Тоцкой мощный лесозаготовительный и бетонный заводы, которые обеспечивали все работы на полигоне по оборудованию позиций и строительству;
- 50 оисп Прикарпатского ВО (командир – полковник Соколов) строил подземный бетонный НП, открытую деревянную площадку для наблюдения за ходом учений, деревянный клуб для разбора учений и дорогу для руководства от штаба до НП и далее до 2-ой линии обороны противника;
- 5 исбр (командир – полковник Бобылев) поступила на усиление 128 СК. Саперы помогали в строительстве убежищ, командных и наблюдательных пунктов в районе для наступления, готовила имитацию взрывов артиллерийских снарядов и авиабомб на первой позиции 1-ой полосы обороны противника, помогала дивизиям в устройстве колонных путей (в связи с тем, что учения были «показными», колонные пути оборудовались заблаговременно от исходного района на всю глубину обороны противника);
- отдельный маскировочный батальон (командир – подполковник  Щеглов) подготавливал чучела в траншеях, маскировал траншеи и сооружения, выполненные 56 оисп, готовил имитацию атомного взрыва.
Учебные тревоги проводились часто. Личный состав занимал оборудованные перекрытые щели в районе лагеря, а техника укрывалась в окопах. Тренировки соединений и частей стрелкового корпуса по прорыву 1-ой полосы обороны неоднократно проводились руководителем учений – первым заместителем Министра обороны Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым.
После каждой тренировки дивизий корпуса Жуков лично проводил подробный разбор, на котором присутствовали и командиры инженерных частей. Он делал замечания по инженерному оборудованию исходного района и всей полосы обороны.
К учениям готовились очень тщательно. Для офицерского состава читались квалифицированные лекции учеными-ядерщиками, показывались секретные кинофильмы по испытаниям атомного оружия в атмосфере на полигонах в Семипалатинске и на Новой Земле. Со всем личным составом подробно изучалась памятка о действиях в условиях применения ядерного оружия. Проводились тренировки по длительному пребыванию в противогазах на маршах, при выполнении работ, во время сна. Кроме противогазов надевалась противохимическая накидка.
Жуков Г.К. много раз лично проверял ход работ, выполняемых 56 оисп. В первое свое посещение он приказал мне показать на карте и на местности задачу полка.
Узнав, что я, от реки Вислы и до конца войны, воевал под его командованием на 1-ом Белорусском фронте, что прошел с боями от Москвы до реки Одер в 4 сд, а от реки Одер до Магдебурга в штабе 69 А, он сказал, что с 1933 по 1936 год он командовал этой дивизией, сформированной в 1918 году, а с 1941 года следил за её боевыми действиями.
В начале августа в штаб руководства учений с автозавода прибыли экспериментальные автомобили ГАЗ-69А, планируемые на замену ГАЗ-67 с открытым тентом. Жуков Г.К. дал команду выделить новые машины командиру корпуса, командирам дивизий и мне, так как полк выполнял задачи на главном участке, что требовало постоянных выездов, а большое количество пыли затрудняло передвижение в открытой машине.


Категория: Статьи | Добавил: 2051 (04.04.2024) E
Просмотров: 123
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024