Награды: медали: «За боевые заслуги», «За оборону
Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
«За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией»; «60 лет Вооруженным силам МНР» (9.9.1985);
другие.
Русский.
Родился в Очакове Николаевской области, в семье рабочего.
Окончил 3 курса механико-машиностроительного техникума в Колпино Ленинградской области.
Служащий. 29.8.1933 – призван в ряды РККА
для прохождения срочной службы (1933-34). ... 1936 – призван в ряды РККА. ...
1938 – окончил КУКС приЛенинградском ВИКУ. Лейтенант.
...
УчастникСоветско-финляндской войны (1939-40).
Командир роты 7понб (7А).
При прорыве линии Маннергейма участвовал в форсировании р. Тайпален-йоки. Награжден орденом Красной Звезды (Указ Президиума ВС СССР от 1.5.1940 г.).
Начальник полковой школы 7 понтонного полка Одесского ВО (г. Сороки на Днестре, Молдавская ССР). Член ВКП(б) с 1941 г.
УчастникВеликой Отечественной войны.
Воевал на Южном, Закавказском (Черноморской и Северной группах), на Северокавказском, 1 Прибалтийском фронтах.
На базе 7 моторизованного пмп в г. Сороки сформирован 37омпмб (23.6.1941).
29.6.1941 – адъютант старший 37омпмб. Кандидат в члены ВКП(б).
11.8.1941 – батальон по приказу начальника инженерного отдела 9А полковника В.Л. Даниловапринял и содержал переправы через р. Южный Буг в районах населённых пунктов Пески, Гурьевка, Баловная, г. Николаев и Ингульский мост в Николаеве через р. Ингул. Когда к Варваровскому мосту подошли танки противника, участвовал в его подрыве. Умело руководил наводкой моста через Днестр для переправы 48СК. При налете авиации противника было разбито звено моста. Через 2 ч работоспособность моста была восстановлена. Успешно справился с задачей по строительству 20-т моста длиной 269 м через Буг в районе Константиновки в интересах 18А. Руководил группой саперов при разрушении Варваровского моста в Николаеве. Командованием батальона (командир – капитан В.Я. Григорьев, военком – младший политрук Е.И. Бельцов) представлен (23.8.1941) и награжден орденом Красного Знамени (пр. № 5/н от 5.11.1941 г. Южного фронта).
НШ 37омпмб. Старший лейтенант (29.9.1941).
Командование 37омпмб: слева направо:
Смирнов Г.Я. – адъютант старший (НШ) батальона, Григорьев В.Я. – командир батальона, Бельцов Е.И. – помощник командира батальона по политчасти.
25.1.1942 – батальон принял на пополнение 11 выпускников Ленинградского КВИУ им. А.А. Жданова.
26.7-2.8.1942 – в с. Константиновка руководил постройкой моста и переправой войск 18А.
5.8.1942 – миномётным огнём во время неравного боя с эсэсовцами в ст-це Новомихайловская на р. Кубань тяжело ранен комбат майор В.Я. Григорьев, НШ принял командование 37омпмб. Майор (11.7.1943).
9.1943 – командир 37омпмб 43А, с 20.10.1943 – в составе 1 Прибалтийского фронта.
Батальон под огнём и налётами вражеской авиации отлично выполнил задание по строительству причалов, в ходе операции (3-11.11.1943) переправил через Керченский пролив десятки орудий и машин на неприспособленных для морских перевозок паромах. Заместителем командующего - НИВ 56А полковником А.И. Жировым представлен (11.1943) к ордену Красного Знамени, награжден орденом Отечественной войны 2 ст. (пр. № 162/н от 20.11.1943 г. 56А).
«При переправе через Керченский пролив впервые в истории понтонных войск мы с непревзойдённым успехом овладели сложной 5 км водной преградой – морским проливом. Высокую честь и славу мы обрели в борьбе за Таманский полуостров и Крым». Приказ Инженерным войскам Отдельной Приморской Армии от 28.3.1944 г. № 39.
Батальон находился (11.4-6.6.1944) на доукомплектовании под Москвой в д. Соколова Пустынь на Оке, куда прибыли 6 выпускников Ленинградского ВИОЛКУ им. А.А. Жданова (27.4.1944).
Батальон был выведен (6.6.1944) из резерва и придан 6гв.А, 29.6.1944 – вошёл в состав 9пмбр.
14.9.1944 – в операции по форсированию р. Лиелупе в районе Бауска 37омпмб в сложных условиях боя, подвергаясь обстрелу всеми видами огня, показал высокие результаты по строительству мостов скоростными методами. Ни одна инженерная часть КА до этого не могла за такой короткий срок выстроить хорошего качества мост.
Из приказа № 059 войскам 43А от 17.9.1944 г.: «…14 сентября 1944 года З7 понтонно-мостовой Полоцкий батальон под командованием майора Смирнова начал сборку моста до начала форсирования реки пехотой и под огнём противника построил мост под 16 тонн длиной 86 п.м. за 1 час 10 минут (вместо 2,5 ч по плану), пропустил по нему войска и средства армейского усиления ранее намеченного срока...». Командование фронта, оценив заслуги личного состава батальона, наградило 60 человек орденами и медалями.
Указом Президиума ВС СССР от 24.3.1945 г. за боевой подвиг при форсировании р. Лиелупе майору Григорию Яковлевичу Смирнову присвоено званиеГероя Советского Союзас вручением ордена Ленина и «Золотой Звезды» (№ 4154).
Батальон Указом Президиума ВС СССР от 22.10.1944 г. награждён орденом Красной Звезды.
За отлично организованную переправу для войск 6гв.А через Западную Двину у м. Улла заместителем командующего - НИВ 6гв.А гвардии генерал-майором инженерных войск Е.И. Кулиничем представлен (1.7.1944) и награжден орденом Красного Знамени (пр. № 534 от 28.6.1944 г. 1 Прибалтийского фронта). Возможно, документы были оформлены после издания приказа.
Батальон в составе 9пмбр находился на доукомплектовании под Москвой в д. Соколова Пустынь на Оке, прибыли 6 выпускников Ленинградского ВИОЛКУ им. А.А. Жданова (1944).
Далее были Куршанайская операция (2.9-10.10.44), строительство моста и переправа через р. Вента, Неманская (10.10-11.11.44), Либаво-Тукумская (11.11.44-18.1.45) операции, форсирование р. Вента.
За четкое руководство (21.11.1944) оборудованием 2 тяжелых мостов из парка Н2П, что позволило выполнить задание досрочно и обеспечить пропуск тяжелых грузов, заместителем командующего – НИВ 2Уд.А генерал-майором инженерных войск Л.А. Развозовым представлен (12.12.1944) и награжден орденом Александра Невского (пр. № 3 от 3.1.1945 г. 4Уд.А 1 Прибалтийского фронта).
Неманская операция 1945 г. – постройка высоководных мостов и ледорезов, устройство ледяных переправ на р. Неман для переброски войск 43А в Восточную Пруссию, строительство низководного деревянного и высоководного мостов через Неман в г. Тильзит, Кенигсбергская (22.2-18.4.45) и Пиллавская (18.4-10.5.45) операции.
Передислокация бригады на Восток.
Участник Советско-японской войны (8-9.1945). Воевал на Забайкальском фронте. Батальон занимался ремонтом, восстановлением и содержанием дорог.
Славный путь отражен в наименовании – 37 отдельный моторизированный понтонно-мостовой орденов Красной Звезды и Богдана Хмельницкого Полоцкий батальон 9 понтонно-мостовой ордена Кутузова Кенигсбергской бригады и его пути: Сороки – Николаев – Ростов-на-Дону – Туапсе – Тбилиси – Краснодар – Керченский пролив – район Москвы – Полоцк – Митава – Шяуляй – Тильзит – Кёнигсберг – Пиллау – Чита – Цагань Кафу – Цугуловский Дацан.
Продолжил службу
в КА (СА).
Награжден медалью
«За боевые заслуги» (Указ Президиума ВС СССР от 30.4.1947 г.).
...
Подполковник.
Награжден орденом Красной Звезды (Указ Президиума ВС СССР от 19.11.1951 г.). ...
Уволен из Вооруженных Сил (24.2.1953) по состоянию здоровья.
Место жительства: Ленинград.
Работал в государственном проектном институте «Гипрокино».
К юбилею Победы награжден орденом Отечественной войны 1 ст. (6.4.1985).
Женат. Воспитали дочь.
Умер (30.1.1990). Похоронен
на Кладбище памяти жертв 9 января в Санкт-Петербурге (49 участок).