ШЕСТОПАЛОВ Николай Фёдорович (19.12.1919 – 6.11.2006) Советский военный инженер и военачальник Заслуженный строитель РСФСР Лауреат Государственной премии Почётный строитель Байконура Маршал инженерных войск Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва
Награды: ордена: Шарнхорста (ГДР,
18.10.1983), «9 сентября 1944 года» 3 ст. с мечами (Болгария, 14.9.1974), Красной
Звезды (ЧССР, 5.5.1975), Сухэ-Батора (Монголия), Боевого Красного Знамени
(Монголия, 6.7.1971); медали: «За боевые заслуги» – 2, «За взятие Берлина», «За
освобождение Праги» и др.
Русский.
Родился в многодетной семье железнодорожника. Отец и мать умерли, когда Николаю
было 4 года. Оставшись круглым сиротой, воспитывался в детских домах Москвы и
Волоколамска.
1935 – окончил школу.
До 1937 – учился на рабфаке Завода
им. Артёма в Москве.
На военной службе с 9.1937 г.
1941 – окончил ВИА им. В.В. Куйбышева. Военный инженер.
Участник Великой Отечественной войны.
С 7.1941 – главный инженер участка земляных сооружений на Южном фронте, помощник начальника отдела Управления ВПС на Брянском фронте, помощник начальника оперативного отдела штаба 6сап.А, старший помощник начальника отдела 35УОС на Воронежском фронте.
С 8.1943 – инженер бригады, НИС 22 отдельной гв.мсбр.
1945 – заместитель командира и командир строительного батальона, заместитель командира и главный инженер аэродромно-строительного полка, главный инженер и начальник отдела капитального аэродромного строительства ВО.
Старший производитель работ
Управления ВПС ВС СССР в Германии.
Предстояло уничтожить сотни
вражеских объектов в зоне влияния советских войск. Работы хватило больше чем на
2 года. Взрывали и подземные заводы, где производились ракеты ФАУ-1 и ФАУ-2,
собирались авиационные двигатели.
«Сборочные цеха находились на глубине 600-700 м под землей, – вспоминает
маршал Шестопалов. – Они были
устроены в старых соляных копях, и поскольку калийные соли после обезвоживания
приобретают высокую прочность, пролеты длиной до 100 м не нуждались в
дополнительных перекрытиях. Задача состояла в том, чтобы подорвать 2 шахты,
ведущие под землю и находящиеся на расстоянии 3 км друг от друга. Для этого
нужно было заложить сотни тонн гексогена, обесточить 2-3 района. Сложность
определялась еще и тем, что местность была насыщена электрическими
коммуникациями, могли возникнуть индукционные токи. Мне приходилось спускаться
под землю, и эти 3 км между стволами шахт проходить пешком, проверяя
электрические цепи. Но мы как-то не думали об опасности».
Довелось взрывать и бункер
Гитлера. Это вызвало небывалый ажиотаж. Появилось много желающих посмотреть,
особенно американцев. «Паломники» буквально не давали работать, и пришлось
принимать дополнительные меры безопасности. Сам взрыв носил экспериментальный
характер, поскольку конструкция была не равнопрочной: стены 3-этажного бункера
имели толщину 2 м, междуэтажные перекрытия – 1,5 м, верхняя крышка – 3,5 м.
Заложили 12 т взрывчатых веществ,
но после взрыва конструкция не рухнула – стены разошлись, а верхняя часть
провисла. Впрочем, к использованию бункер был уже непригоден.
Вернулся (1948) на Родину.
10 лет служил в Центральном
управлении капитального аэродромного строительства.
Командуя аэродромно-строительным
батальоном, работая начальником производственного отдела и главным инженером
аэродромно-строительных полков, строил современные аэродромы ВВС в Туркмении,
Прибалтике, Белоруссии, на Украине, на территории России. Участвовал в
строительстве около 20 аэродромов с сопутствующими сооружениями инженерного
обеспечения.
1959 – начальник отдела в Строительном управлении.
1961 – начальник Строительного управления.
11.1963 – заместитель командующего войсками Белорусского ВО по строительству и расквартированию войск. Генерал-майор
инженерно-технической службы (16.6.1965).
8.1969 – начальник Главного ВСУ. Удостоен почётного звания «Заслуженный строитель РСФСР» (1971).
4.1972 – первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск МО СССР. Генерал-лейтенант-инженер (6.2.1972).
Лауреат Государственной премии (1974).
Почётный строитель Байконура (10.6.1977).
Генерал-полковник-инженер (14.2.1978).
12.1978 – заместитель МО СССР по строительству и расквартированию войск. Маршал инженерных войск(6.5.1981).
Депутат Верховного Совета СССР 11
созыва (1984-89).
1988 – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов МО СССР.
В отставке (1992).
Активно участвовал в общественной и ветеранской деятельности, был почетным Председателем Совета ветеранов Военно-строительного комплекса МО РФ.
Жена (1946) Саяра Гейдаровна (1922 – ?), урожденная Курбанова, – гвардии старший сержант.