Посвящается военному инженеру, Службу начал командиром инженерно-дорожного и инженерно-саперного взводов армейского саперного батальона во 2гв.ТА ГСВГ. В 1958 г. ему поручается первое ответственное задание: разминирование острова в Балтийском море со стороны ГДР. Взвод успешно справился с этой задачей, было снято и уничтожено большое количество различных образцов немецких противотанковых и противопехотных мин. Молодой офицер был удостоен благодарности от начальника полигона и начальника зенитных войск армии. В 1965 г. Виталий Парфенович успешно окончил ВИА им. В.В. Куйбышева по инженерно-механической специальности. Во время учебы отличный строевик Лысов участвовал в парадах на Красной площади, в т.ч. в юбилейном параде в 1965 г. Молодой офицер направлен служить НИС ракетного полка (Умань) в 46 ракетной дивизии (рд). В 1968 г. он назначается старшим инженером, а потом и НИС 44рд в Коломыю Ивано-Франковской области, ветераном которой является до настоящего времени. В этот период под руководством Лысова и при его непосредственном участии решается ряд сложных задач по содержанию и развитию систем инженерных заграждений технических средств охраны и обороны боевых позиций, совершенствованию их инженерного оборудования и маскировки в дивизии и полках дивизии. |
|
С 1972 по 1983 год Лысов проходил службу в должностях заместителя и НИС 43РА. В этот период полковник Лысов участвовал в планировании и практическом осуществлении мероприятий по маскировке и фортификационному оборудованию позиционных районов убежищами и укрытиями для личного состава и боевой техники. Большой объем задач был выполнен по содержанию и развитию дорожной сети для рассредоточения и маневра войск, в совершенствовании технических средств охраны и обороны боевых позиций, пунктов управления и других объектов ракетных частей. Возникают и совершенно новые задачи, связанные с появлением в Ракетных войсках подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК), основой боевого применения которых являются рассредоточение, мобильность и скрытность действий. Лысов принимает непосредственное участие в выборе и инженерной подготовке позиционных районов, постановке на боевое дежурство первой в РВСН 33рд «Пионер», а в последующем и других дивизий, перевооружаемых на этот комплекс. Среди многих задач инженерного обеспечения в число важнейших выдвинулась задача организация преодоления водных преград ПГРК «Пионер» и «Тополь». Мосты необходимой грузоподъемности на реках отсутствовали. Переправочных средств, способных переправлять технику весом 85-120 т в стране и в армии не было. Учеными ВИА им. В.В. Куйбышева И.В. Смагером, Ю.М. Шляпиным, Ю.Н. Глазуновым, С.Н. Горбатовым по просьбе НИС РВСН генерал-майора В.И. Спиридонова были проведены исследования возможностей существующих общевойсковых переправочных и мостовых средств для РВСН. Используя запас прочности существующих конструкций, была предложена полуторная (уширенная) схема сборки моста и парома с использованием двух речных звеньев без крайних понтонов. Воплощение технического решения, предложенного Ю.М. Шляпиным, а так же усиление и доработка стыковочных узлов понтонных звеньев, проводились в 2134опомб, сформированном в мае 1982 г. в Виннице НИС армии полковником Лысовым. Батальон под командованием подполковника В.Г. Щербаня являлся первой понтонной частью в РВСН. В процессе формирования батальон получил парк ПМП, который был доработан и в короткие сроки освоен личным составом. Полковник Лысов участвовал в подготовке и проведении опытно-исследовательских и войсковых учений с ракетными полками и дивизиями с переправой ПГРК на реках Припять и ее притоках по понтонным мостам и паромами. С поступлением в сентябре 1983 г. опытного образца парка «Амур» он был назначен председателем комиссии для проведения государственных испытаний, в ходе которых проводились исследования не только полуторных, но и двойных схем сборки. Заключения и выводы комиссии легли в основу доработки серийных образцов парка ППС-84, который с 1985 г. стал поступать на вооружение всех понтонных батальонов РВСН. Полковнику Лысову выпала честь формировать также первый в Ракетных войсках оисб (командир майор А.Г. Огрищенко). С его созданием были проведены испытания общевойсковых тяжелых механизированных мостов ТММ, имеющих грузоподъемность 60 т, под нагрузку 90 т. Мосты были признаны пригодными для использования с ограничениями: разрешалось применение двух мостоукладчиков ТММ для РК «Пионер» и одного – для РК «Тополь». Одновременно велись работы по разработке моста сопровождения на базе четырехосного колесного тягача, который позднее был принят на вооружение. Мост сопровождения войсковых колонн ТММ-6, сменивший тяжелый механизированный мост ТММ-3Накопленный опыт решения армейских задач инженерного обеспечения очень пригодился Лысову при работе в должностях заместителя и НИС РВСН в 1983-94 гг. В этот период завершается развертывание в РВСН группировок ПГРК «Тополь», организована подготовка специалистов для них в учебном центре. С появлением в составе РВСН БЖРК возникла необходимость обследования и аттестования грунтовых оснований железных дорог для определения участков, пригодных для пуска ракет. Председателем Межведомственной комиссии из представителей РВСН, Министерства общего машиностроения, Министерства путей сообщения по разработке методик, средств и способов по инженерно-геологическому обследованию железных дорог назначается полковник Лысов. Комиссией были проанализированы все существующие методики обследования грунтов и они были признаны не подходящими для решения данной задачи. Специальным исследовательским поездом наряду с проверкой и совершенствованием методик было проведено аттестование участков маршрутов боевого патрулирования. При проведении инженерно-геологического обследования железных дорог активно помогали генерал-майору Лысову офицеры инженерной службы В.И. Павленко, В.Ф. Оржеховский, А.А. Жук, А.Н. Якушевич. Итогом решения этой сложной задачи было создание инженерно-геологических групп в дивизиях и принятие решения о разработке лаборатории инженерно-геологического обследования железных дорог. НИС РВСН - руководитель учения по переправе комплекса «Тополь» на пароме из парка ППС-84 на р. ПрипятьОрганизация преодоления водных преград получила дальнейшее развитие применительно уже к широким водным преградам типа Обь, Енисей. По инициативе генерал-майора Лысова проводятся тактико-специальные учения с ракетными полками на этих водных преградах, в ходе которых исследуются способы и проверяются новые средства преодоления широких водных преград, в том числе и с использованием судов и барж речного флота. Проверка качества сборки парома 1080опомб на р. Вилия, 1991 | Подрыв шахтной пусковой установки |
В 1988 г. на инженерную службу РВСН была возложена задача по уничтожению ракет «Пионер» взрывным способом. Председателем комиссии по разработке технологии подрыва твердотопливных ракет назначается Лысов. В стране и мире такой технологии не было. Привлеченные к этой работе ученые дали отрицательное заключение на возможность взрыва твердотопливных ракет без остатка. Для этого были серьезные основания. Твердое топливо ракет должно было быстро гореть при пуске ракеты, не допуская детонации, т.е. взрыва. Но Лысов со своими офицерами продолжал опыты по подрыву ракет, которые в конечном счете завершились разработкой необходимой технологии. До первого демонстрационного подрыва связки из трех ракет, назначенного на 28 августа 1988 г., оставалось менее двух недель. К условленному времени в Капустин Яр прибыли представители ООН из многих стран. Два американских полковника высказали категорическое сомнение Лысову, что взрыв будет произведен без остатков топлива и конструкции ракеты. Им был дан ответ: «Убедитесь на месте после взрыва». Прибывшие на место взрыва американцы тщательно обследовали поле подрыва и не нашли никаких остатков взорванных ракет. Аналогичным способом Лысов с участием полковников Н.И. Кушко, Д.Ф. Жданова и офицеров службы организовал разработку технологии подрыва высокозащищенных шахт с извлечением металла дефицитных марок (в т.ч. корабельной стали) на поверхность. В 1990 г. по инициативе промышленности появилась задача испытания новых ракетных комплексов на устойчивость их от ударной волны ядерного взрыва. В условиях запрета ядерных взрывов единственным способом испытать живучесть новых образцов вооружения оставался только подрыв обычного взрывчатого вещества большой мощности. Начальник инженерных войск МО СССР генерал-полковник В.П. Кузнецов принял решение выделить необходимое количество ВВ. Поставка 1 000 т тротила для заряда (операция «Сдвиг») была возложена на НИС РВСН, а прием – на НИС полигона подполковника А.Ф. Кашкарова. Когда 1 000 т ВВ было поставлено на полигон в Плесецк и заряд подготовлен к взрыву, пришел неожиданный запрет Генерального штаба на его производство. Оказалось, что руководство Архангельской области обратилось к Президенту СССР с просьбой запретить взрыв в виду его больших экологических последствий. От обратного приема ВВ Управление НИВ МО СССР отказалось из-за непригодности их для хранения. Предложено было взрывать ВВ партиями до 20 т. Генерал-майору Лысову удалось аргументировано убедить Главнокомандующего РВСН Героя Советского Союза генерала армии Ю.П. Максимова и членов Военного Совета в том, что взрывы по 20 т будут продолжаться почти год, по своему звуковому эффекту они мало будут отличаться от 1000-тонного, а, значит, в течение года будут держать в напряжении окружающее население. Экологической опасности 1000-тонного взрыва не существует. Главком убедил Генеральный штаб, разрешение на взрыв было получено. Взрыв мощностью 1 000 тонн тротилового эквивалента был произведен в 1991 г. Он явился первым взрывом такой мощности в мировой истории и подтвердил вывод об отсутствии экологических последствий. На месте взрыва образовалось небольшое озеро. В 1994 г. генерал-майор Лысов был уволен в запас. В течение семи лет работал преподавателем тактики инженерных войск в ВИА, занятия проводил на различных факультетах. Одновременно восстановил свое членство в партии. Являлся членом ЦК и членом Московского областного комитета КПРФ. Участвовал в общественной работе, создании патриотического офицерского движения, избирался в его руководящие органы. | В этот же период он являлся руководителем авторского коллектива, которым были написаны три книги с историческим очерком, посвященным 40, 45 и 50-летию инженерной службы РВСН. В книгах фактически впервые и наиболее полно раскрыта история создания, становления и развития службы, собран большой фактический материал, названы имена многих офицеров, инженерно-технического персонала – высокообразованных и хорошо подготовленных специалистов и настоящих патриотов инженерной службы и своей Родины. Виталий Парфенович публиковал материалы в различных периодических изданиях, выступал по радио, всегда с позиций реалиста и патриота Родины. В Информационном сборнике РВСН регулярно публиковались его статьи по различным задачам инженерного обеспечения, особенностям их выполнения и путям решения проблемных вопросов. Материалы Сборника являлись официальным документом для войск. В настоящее время Виталий Парфенович активно работает над новой книгой, Главной книгой своей жизни, которую мечтает издать небольшим тиражом исключительно для родственников и близких ему людей. Пожелаем ему в этом деле успехов. Не прерывает Лысов связей с инженерной службой, учеными и преподавателями академий, научно-исследовательскими организациями. Активно работает в ветеранской организации инженерной службы. |
Длительное время является бессменным председателем садового кооператива ветеранов РВСН. Виталий Парфенович заслуженно награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 ст. и 22 медалями Советского Союза, Российской Федерации, Министерства обороны. Кроме того, он награжден различными орденами, медалями и знаками отличия общественных организаций. Среди них «Медаль имени Ю. Гагарина» за непосредственное участие в обеспечении выполнения Программ космических исследований СССР и знак, само название которого говорит о том, за что удостоен его обладатель – «За заслуги в ветеранском движении». Брюховецкий Р.И., Висящев В.Ю., Константинов А.Л.
|