Родился в семье инженера-механика, в Кировокане. Воспитывался в семье деда.
Семья переехала (1945) в Тбилиси. Окончил среднюю школу. Член ВЛКСМ с 1951 г.
1955 – поступалв Ленинградский кораблестроительный институт, но не прошел по конкурсу. Через Дзержинский РВК Ленинграда был принят в Инженерное училище. Курсант 4 роты. Кандидат в члены КПСС с 1958 г.
1958 – окончил Ленинградское ВИОЛКУ им. А.А. Жданова.Лейтенант. Направлен для прохождения службы в ГСВГ.
Служил в 709 отдельном гвардейском инженерно-мостостроительном батальоне.
11.1958 – командир лесозаготовительного взвода.
3. 1959 – командир взвода сваебойных средств.
5.1962 – командир инженерно-мостостроительной роты.
«Еще будучи командиром мостостроительной роты офицер С.Х. Аракелян отличился. Главнокомандующий Группы советских войск в Германии поощрил его за высокие результаты в строительстве низководных мостов. Рота, возглавляемая старшим лейтенантом, сумела добиться отличного темпа в строительстве низководного моста: с двух берегов – 49 погонных метров в час». Старейшее инженерное. – Калининград: 1978.
Переведен в Московский ВО.
12.1964 – командир инженерно-мостостроительной роты в/ч 04048.
11.1966 – НШ опмб в/ч 04048. Член КПСС с 5.1959 г.
1971 – командир 46помп. Подполковник.
Окончил (9.1968-1972) с отличием Академические курсы при ВИА им. В.В. Куйбышева. Военный инженер.
Командир полка подполковник С.Х. Аракелян на боевых учениях. 1974
9.1975-77 – НИВ 11гв.А. Полковник.
8.1977-7.1979 – окончил ВАГШ ВС СССР им. К.Е. Ворошилова.
8.1979 – НИВ Среднеазиатского ВО. Генерал-майор инженерных войск.
10.1981 – проходил службу в распоряжении 10 ГУ ГШ ВС СССР.
Советник НИВ афганской армии.
Участник боевых действий в Демократической республике Афганистан. Воин-интернационалист.
Принял участие в разработке операции по спасению 14 дивизии, которой грозило полное уничтожение. Вместе с генерал-майором Норатом Тер-Григорьянцем разработал 2 варианта действий, опасаясь утечки информации, один из них в строжайшем секрете. Начав действия по первому варианту и обнаружив осведомленность противника, перешел к тайному варианту, ведя все переговоры с силами поддержки через Тер-Григорьянца на армянском языке. Операция была успешно завершена.
Н.Г. Тер-Григорьянц
6.1984 – начальник Управления ремонта и эксплуатации УНИВ МО СССР.
12.1985 – НШ - первый заместитель НИВ МО СССР. Генерал-лейтенант.
Участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (1986).
2.1988 – начальник Центрального дорожно-строительного управления МО СССР. Генерал-полковник (1990).
В.И. Варенников: «Генерал-полковник Аракелян – начальник вновь созданного Центрального дорожно-строительного управления. И сам генерал, и его управление, да и подавляющее число офицеров и солдат – выходцы в основном из инженерных и строительных войск.
… И только напор Военного совета нашего Главкомата и в первую очередь непоколебимая настойчивость генерала Аракеляна и его управления помогли нам все-таки встать на ноги и уже в 1990 году докладывать о первых построенных десятках, а затем сотнях километров дорог».
1992 – уволен в отставку.
Представитель ФГУП «УДС № 1 при Спецстрое России» в Центральном аппарате Спецстроя России.
Имя Аракеляна Степана Хореновича вписано в энциклопедию «Лучшие люди России».
Мой отец Борис Георгиевич Лысенков служил в ГСВГ замполитом батальона командир взвода у него был ст. лейтенат Аракелян есть фото командного состава батальона если вас интересует могу переслать напишите куда
Ответ: Здравствуйте, Михаил! Сканируйте с разрешением от 300 пикселей и высылайте в мой адрес: kvvikolku-72@mail.ru Сопроводите подписями: кто, что, где, когда. Спасибо.