По заданию
Инженерного комитета ИВ, в конце 50-х – начале 60-х гг. на Навашинском ССЗ
развернулись ОКР по созданию легкого компактного аэротранспортабельного
понтонного парка (ПП) для инженерных
подразделений ВДВ.
Главным конструктором
проекта стал молодой инженер Ю.А. Латкин, ведущим конструктором – Б.А. Пронин.
Наплавной мост из ДПП-40. Переправа гусеничных машин ВДВ
Понтонный автомобиль ГАЗ-66 со звеном парка ДПП-40 в транспортируемом
положении
В основе
технического и рабочего проектов были использованы научно-исследовательские
разработки, выполненные 15 ЦНИИИ им. Д.М. Карбышева. Научным руководителем
работ по созданию нового ПП был назначен кандидат технических наук, лауреат
Государственной премии СССР К.К. Черкашин.
В качестве
транспортной базы для перевозки ПП определили легкий автомобиль высокой
проходимости ГАЗ-66 (4x4).
Сложность
решения задачи по созданию нового ПП заключалась в том, что наряду с
достаточной прочностью паромно-мостовой конструкции, необходимо было обеспечить
минимальный вес и габариты звена парка, погруженного на понтонный автомобиль.
Будущий парк ДПП-40
должен был собираться на воде в наплавной мост-(паром)-ленту.
Основной
сборочной единицей наплавного моста или парома являлось складное звено. В
конструкции корпуса использовались высокопрочные алюминиево-магниевые сплавы, а
стыковочные устройства выполнялись из легированных сталей.
Для повышения
плавучести и остойчивости звена, были разработаны специальные складные
пневмокаркасные надувные поплавки, выполненные в виде веера.
Понтонные звенья
перевозились по суше на автомобилях ГАЗ-66, дооборудованных специальной
платформой со средствами механизации работ. В парке были механизированы все
основные операции: выгрузка и погрузка звеньев на автомобиль, их свертывание и
развертывание, наполнение и откачка воздуха из поплавков.
Опытный образец
парка прошел всесторонние заводские, государственные, в том числе и летные
испытания, которые подтвердили его высокие технические данные.
Комплект парка
ДПП-40
Понтонное
звено, шт.
32
Понтонный
автомобиль, шт.
32
Забортный
двигатель «Вихрь», шт.
16
Транспортный
автомобиль со вспомогательным имуществом, шт.
1
Парк ДПП-40
был принят на вооружение инженерных подразделений ВДВ.
После завершения
государственных испытаний, конструкторскую документацию доработали и передали в
серийное производство.
На заводе была
выполнена большая работа по организации серийного производства паромно-мостовых
конструкций парка ДПП-40 из легкого сплава. И здесь уделялось большое
внимание обеспечению качества сварных соединений.
Пневмокаркасные
поплавки поступали из специализированного предприятия «Резинотехника» (г.
Ярославль), коробки отбора мощности к автомобилям ГАЗ-66 делались на
механическом заводе «Восход» (г. Павлово).
ДПП-40
мог десантироваться самолетами военно-транспортной авиации как посадочным, так
и парашютным способом. При обоих способах, звенья ПП десантируются вместе с
автомобилями, на которых они перевозятся. Таким образом, достигается высокая
готовность понтонного парка к действию после приземления.
Десантируемый ДПП-40
по своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходил ранее
применяемые отечественные и зарубежные ПП.
В сравнении с
американским парком М4Т6 наш ДПП-40 значительно выигрывал: время
наводки наплавного моста было уменьшено более чем в 10 раз, численность расчета
сократилась в 1,3 раза. Уменьшилось и количество задействованных машин.
Понтонный автомобиль ГАЗ-66 со звеном парка ДПП подготовлен к десантированию парашютным способом
Складное звено парка ДПП-40 на воде. Поплавки в полураскрытом состоянии-промежуточное положение
Понтонный автомобиль ГАЗ-66 со звеном парка ДПП-40 в транспортируемом положении
Перевозной паром десантируемого парка ДПП-40. Переправа гусеничной машины ВДВ (АСУ-85)