Пятница, 17.11.2017, 21:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Каталоги [8]
Статьи [159]
СМИ [9]
История [16]
От Петровских времён до наших дней.
Памятные даты [7]
Памятники [8]
Училищe [114]
Герои Советского Союза [54]
Герои России [2]
Маршалы Инженерных Войск [6]
...
Генералы [1]
Ученые [0]
Политики [0]
Творчество [9]
Поздравления [4]
Объявления [1]
Админблок [2]
Социум [4]
Поиск
Друзья сайта

Ваш реальный бизнес на портале
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Alma Mater Инженерных Войск
Главная » Статьи » Статьи

Гурдов П.В.

ГУРДОВ

Павел Васильевич

(17.10.1882 – 12.2.1915)

 
Русский военный инженер-электрик
Офицер подводного плавания

Капитан (посмертно)

Командир 4 взвода 1 автомобильной пулеметной роты

 

Награды: ордена: св. Станислава 2 ст. с мечами, св. Станислава 3 ст., св. Георгия 4 ст., св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость»;  Георгиевское оружие.
 
 

Родился в семье управляющего Бакинского Агентства пароходного общества «Кавказ и Меркурий», отставного капитана 1 ранга, в г. Петровске Дагестанской области.

Окончил Бакинскую классическую гимназии и в Бакинское реальное училище. Вступил (1902) в службу в Инженерное училище. Портупей-юнкер.

1905 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 10.8.1903) в Свеаборгскую крепостную минную роту (2 полурота).

Вместе с 5 водолазами, обследовал (29.8-26.9.1905) севший на мель (27.8.1905) пароход «Джон Графтон», который был спешно взорван собственной командой. На пароходе революционеры пытались доставить в Финляндию оружие, боеприпасы и ВВ. Но взрыв не привел к полному уничтожению груза и, поскольку пароход затонул на мелком месте, оставалась вероятность попадания уцелевшего оружия в руки революционеров.

Его Императорское Величество выразил благодарность командиру Свеаборгской минной роты полковнику Головкину, офицерам и нижним чинам, принимавшим участие в этих работах.

Вместе со штабс-капитаном Сахаровым назначен (2.11.1905) руководить обучением прибывающих в роту новобранцев, что обычно поручалось опытным офицерам.

После работ в штормящем осеннем Балтийском море тяжело заболел (14.1.1906), прооперирован (6.2.1906). Убыл в 2-месячный отпуск за границу для лечения (29.6.1906).

17.7.1906 – Свеаборгская крепостная минная рота подняла восстание. Волнения в роте продолжались один день и в дальнейшем восстании разоруженная рота участия не приняла. Наоборот, личный состав роты помогал высаживать на находившиеся под контролем восставших артиллеристов острова-крепости привлеченные для подавления восстания пехотные части. В качестве наказания комендант крепости разжаловал в крепостной минной роте старших унтер-офицеров в ефрейторы, а младших унтер-офицеров и ефрейторов в рядовые. Большинство офицеров роты надеялись, что этим наказанием все и ограничится. Рота даже приступила к проведению обычных летних занятий.

Возвратился из отпуска и приступил к своим обязанностям (29.8.1906).

По приказу Временного Военного Суда крепости Свеаборг произведен арест 160 нижних чинов (2.9.1906), 53 из них возвратились в роту полностью оправданные судом (9.9.1906). Суд приговорил 4 к смертной казни, а остальных – к большим срокам каторжных работ и исправительных арестантских отделений (12.9.1906). Среди осужденных оказались все водолазы,  работавшие на «Джоне Графтоне».

Отправлен на учебу в Офицерскую электротехническую школу (27.9.1906). Обучение в ней являлось обязательным условием для дальнейшего успешного продвижения по службе. Поручик (1.10.1907).

Награжден орденом св. Станислава 3 ст. (30.8.1908) за заслуги в работе на «Джоне Графтоне» и успехи в учебе в школе. Разносторонне развитый, он пробовал себя в сочинительстве стихов, а также был одним из лучших учеников известного композитора и исполнителя А.В. Вержбиловича, посещал музыкальные собрания и концерты.

1.1.1909 – прикомандирован к постоянному составу школы.

14.9.1910 – зачислен в постоянный состав школы с переводом в электротехническую роту.

Добровольцем ушел в Учебный отряд подводного плавания (10.1912). Штабс-капитан.

6.9.1913 – прошел полный курс обучения и получил звание офицера подводного плавания. Строительство подводных лодок затянулось, возвратился в Офицерскую электротехническую школу. Преподавал минное дело, подготовил учебник по применяемым Морским и Военным ведомствами минам и морским судам (выпуск учебника сорвала начавшаяся война).

Находясь в школе, серьезно увлекся автомобилями, отлично разбираясь в их устройстве, и поэтому, сразу после начала войны был подключен к разработке «бронированной пулеметной автомобильной батареи».

Вместе с полковником лейб-гв. Егерского полка А.Н. Добржанским принял активное участие в работах по бронированию автомобилей. В рекордно короткие сроки (8-10.1914) было изготовлено 8 боевых машин. Высочайшим приказом от 8.9.1914 г. были утверждены штаты 1 Автомобильной пулеметной роты.

10.1914 – командир 4 взвода 1 Автомобильной пулеметной роты.

Рота удостоилась Высочайшего смотра во дворе Царскосельского дворца (12.10.1914) и  выступила на фронт, как отдельная самостоятельная часть (19.10.1914), под Варшаву (26.10.1914).

4 взвод, находясь в распоряжении штаба 16пд, принял участие в боевых действиях (11.11.1914). Потерь с нашей стороны не было.

Взвод был прикомандирован к 158пп 40пд, дважды в течение дня приближался к окопам противника и пулеметным огнем заставлял противника прекращать стрельбу (19.11.1914).

20-21.11.1914 – взвод в распоряжении командира 19АК ноября принял участие в бою возле деревни Пабиянице. Получил ранение в шею, но поле боя не покинул. Награжден орденом св. Георгия 4 ст. (первый кавалер среди автомобилистов), 12 нижних чинов 4 взвода – Георгиевскими крестами 4 ст.
 

 

25.1.1915 – после ремонта техники  в Варшаве поступил в распоряжение 1 Сибирского АК.

Принимал участие в бою недалеко от г. Маков, взвод обстрелял окопы противника, без потерь вернувшись обратно (10.2.1915).

Получил смертельное пулевое ранение (12.2.1915 ).

«Выполняя задачу овладения укреплённой неприятельской позицией, защищавшей переправу, подвёл свои автомобили на 20 шагов к неприятельским окопам и, идя лично на первой машине, открыл из своих пулемётов огонь, сбил взвод неприятельской артиллерии и при этом сам пал смертью героя». (Приказы войскам 1А за №№ 781 от 1.5.1915 г. и 1010 от 23.6.1915 г. и ВП от 7.11.1915 г.).

18.2.1915 – похоронен в Петрограде на кладбище Александро-Невской Лавры.

За последний бой посмертно произведен в капитаны, награжден Георгиевским оружием и орденом св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость».

13.3.1915 – в роту с Ижорского завода прибыли 3 новых бронированных автомобиля и один из них, за № 20, был торжественно наименован «Капитан Гурдовъ».
 
 

Источники информации

1.http://www.kortic.borda.ru/?1-18-0-00000006-000-0-0

2. http://www.bakupages.com/frmpst-text.php?frm_id=362&frmpst_id=11277647&cmm_id=276

 

Брюховецкий Р.И.
 
Категория: Статьи | Добавил: 2051 (23.01.2010)
Просмотров: 902
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017