Воскресенье, 24.09.2017, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Начало Инженерных Войск Руси [1]
Инженерные Войска [7]
Санкт-Петербург [5]
Калининград [3]
Кстово [0]
Поиск
Друзья сайта

Ваш реальный бизнес на портале
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Alma Mater Инженерных Войск
Главная » Статьи » История » Санкт-Петербург

Петербургский период

 
Создавая регулярную армию, Петр I придавал огромное значение военно-инженерному делу. Считая, что от него во многом зависит успех боевых действий войск, он неоднократно подчеркивал: "Зело надо, чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, но хотя часть онаго... - и предупреждал офицеров - Ежели кто не будет знать инженерство, тот не будет произведен выше того чина, в котором он ныне обретает".

27 (10) января 1701 г. Петр I издал Указы о создании в Москве специальных школ. Одной из таких школ на Новом пушкарском дворе предписывалось: "…на новом пушечном дворе выcтроить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…"


16 января 1712 г. именным Указом Петра
I в Москве создана Первая Военно-инженерная школа.

"Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей…"

В ней поначалу обучалось 23 ученика, но 19 ноября 1713 г. Указом Сената предписано было "набрать в эту школу еще 77 чел., из всяких чинов людей, также из царедворцовых детей, за которыми есть до 50-ти дворов; и учить инженерной науке, чтобы они могли воспринять учение" .

 

17 марта 1719 г. в Санкт-Петербурге учредили Инженерную роту под начальством инженер-полковника Кулона, в которую повелевалось перевести из Московской инженерной школы все наличное число учеников, их учителей-инженеров с имеющимися у них инструментами и другим имуществом.

 

8 июля 1723 г., в соответствие с Указом Военной коллегии о слиянии с Петербургской, началась передислокация Московской инженерной школы, завершившаяся в ноябре того же года.

В Петербургской инженерной школе обучали арифметике, геометрии, тригонометрии и фортификации, основам гидравлики. Приобретенные знания закреплялись на практических занятиях. Закончившие с успехом курс наук получали звание кондукторов в инженерной команде или переходили сержантами и капралами в инженерную роту. Слабо успевающие поступали туда простыми минерами и повышались в чинах только тогда, когда доказывали совершенное знание своего дела. Это правило распространялось и на кондукторов, которые не производились в инженер-прапорщики, если небрежно вели практические занятия.

Выпущенные из школы кондукторы применяли свои знания при возведении укреплений, постройке и починке крепостей. Ленивых и неспособных учеников надлежало исключать из инженерной школы и направлять в рядовые минеры. Например, в 1727 из школы было отчислено в минеры 12 человек.

В 1728 г. в инженерной школе комплект учеников со 150 человек был уменьшен до 60, однако в 1742 общее число их вновь увеличилось до первоначальной цифры за счет открытия в Москве новой инженерной школы на 60 и увеличения числа обучающихся в Санкт-Петербургской школе до 90 человек.
 
С 1733 г., первоначально размещавшаяся Инженерная школа на Московской стороне, расположилась на Инженерном дворе, который принадлежал графу Миниху. Здесь же находились полковая церковь, чертежная, архив, модельная камера, школа, госпиталь, караульная, арестантская и в конце двора жилые покои, в которых помещались учителя, кондукторы, а с 1734 и ученики школы. Руководство Школой в период с 1748 по 1756 г. осуществляет М.Г. Мартынов.
 
 С 1756 г. Санкт-Петербургская инженерная школа поступила в особое ведение генерал-инженера Авраама Петровича Ганнибала.
 
В 1756 г. генерал-фельдцейхмейстером (главный начальник артиллерии) назначен Шувалов Пётр Иванович, в подчинение которого оказалась и Инженерная школа. Благодаря усилиям Шувалова система подготовки воспитанников значительно улучшилась. Ведущими дисциплинами были артиллерия, фортификация, тактика. Наряду с военными дисциплинами воспитанники изучали и общеобразовательные предметы: алгебру, геометрию, физику, историю, географию, литературу, иностранные языки. А на должность преподавателей Шувалов пригласил видных специалистов. Большое влияние на воспитанников школы оказал великий русский ученый М.В. Ломоносов, помогавший Шувалову в улучшении постановки преподавания в школе, и по его совету многие общеобразовательные дисциплины были включены в программу обучения. Воспитанники школы испытывали непосредственное влияние Ломоносова, посещая его лекции в Академии наук. С увлечением слушал эти лекции и Михаил Кутузов, поступивший в Инженерную школу 12-летним мальчиком и, закончив курс в 1759, по приказу Шувалова был оставлен в школе на преподавательской работе: "Артиллерийский каптенармус Михаил Кутузов за его особенную прилежность и в языках и в математике знание, а паче что до инженера имеет склонность, в поощрение прочим, сего числа произведен мною в инженерский корпус первого класса кондуктором и оставлен по-прежнему при школе, к вспоможению офицерам для обучения прочих".


1758. Перевод Артиллерийской школы на Инженерный двор и преобразование ее в Соединенную артиллерийскую и инженерную школу.


1762. Преобразование школы в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус.
В 1800-м, преобразованный во 2-й кадетский, корпус являлся учебным центром, который продолжал становление военно-инженерного образования в России и достойно представлял специальные военно-учебные заведения, где ведущая роль отводилась практическим знаниям военного дела и глубокому изучению военных наук. Ярким продолжателем становления отечественной военной школы был великий полководец, герой Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузов.

С очередным преобразованием в 1800 г. кадетских корпусов они потеряли свою специфику как специальные военно-учебные заведения и превратились, по сути, в общевойсковые вузы. В них произошло значительное ослабление военно-специальной подготовки обучаемых. Кроме того, кадетские корпуса существенно сократили выпуск офицеров в инженерные войска.

Вместе с тем, в 1804 г., по предложению генерал-квартирмейстера и инспектора Инженерного департамента инженер-генерала П.К. Сухтелена, при Инженерной экспедиции была основана специальная школа "для доучения находящихся здесь юнкеров и кондукторов, в свободное от должности время, наукам до инженерной службы касающимся".

 

В 1810 г. при Инженерной школе развертывается инженерный класс, а в 1816 она была преобразована в Главное училище инженеров. Однако с созданием Училища проблема подготовки высококвалифицированных инженерных кадров не была решена. Поэтому 6 декабря 1819 г. училище было преобразовано и переименовано в Главное инженерное училище, которое в 1820 разместилось в павильоне Михайловского замка, а с 1821 (по другим сведениям - с октября 1822 г.) - в самом замке.

 
Величайшая заслуга в совершенствовании военно-инженерного образования принадлежит императору Александру I, который в рамках проводимых им реформ, принял решение о создании высшего военно-инженерного учебного заведения. В этой связи, его по праву можно считать основоположником высшего военно-инженерного образования в России.

 

30 августа 1855 г., как признание возросшего значения военных инженеров, кондукторские классы переименованы в Николаевское Инженерное училище с установлением 3-годичного курса обучения со штатом в 126 юнкеров (старший курс считался обязательным), а офицерские классы Главного инженерного училища - в Николаевскую инженерную академию, комплектовавшуюся офицерами - выпускниками инженерного училища, прослужившими в войсках не менее двух лет. Военная академия Российской империи за время своего существования выпустила 2097 человек. Закрыта в 1917 г. В академии изучались фортификация, фортификационное черчение, строительное искусство, строительное черчение, архитектура, архитектурное рисование, высшая математика, начертательная геометрия, топография, топографическое черчение, химия, военная администрация, механика, военная история, железные дороги, минералогия, фортификационные, строительные и архитектурные проекты. Почетным членом академии с 1869 г. был Герстфельд Эдуард Иванович.

Русские военные инженеры показали себя мужественными и умелыми организаторами и руководителями при выполнении задач в различных условиях обстановки, и в частности в Крымской войне 1853-56 гг. В одном из немецких журналов в 1856 г. давалась следующая оценка русской инженерной школе: "Школа, образующая таких теоретиков, как Теляковский, и таких практиков, каковы Тотлебен и Мельников, по справедливости должна называться первой в Европе".

Огромную роль в подготовке военных инженеров играл преподавательский состав вузов. В академии и училище на преподавательских должностях работали виднейшие ученые. Так, математику преподавал академик М.В. Остроградский, физику - известный ученый Ф.Ф. Эвальд, химию - Н.А. Воскресенский и Д.И. Менделеев, строительную механику - известный строитель мостов С.В. Кербедз, рисование - будущий академик живописи К.А. Трутовский и др. Усилиями этих и многих других ученых, работавших в академии и училище, вузы были превращены в подлинные центры русской военно-технической мысли.

К концу XIX века русское военно-инженерное искусство в области возведения оборонительных сооружений, подземно-минной борьбы, мостостроения и устройства заграждений демонстрировало свое неоспоримое превосходство над военно-инженерным искусством передовых стран Европы.
 

В 1863 г. Училище объединилось с Инженерной академией. Полный контингент училища накануне Первой мировой войны составлял 450 юнкеров (по 150 на каждом курсе). 

27.01.1903 пожаловано простое знамя образца 1900 г.

Кайма черная, шитье серебряное.

Навершие образца 1857 года (гвардейское) высеребренное.

Древко черное.

Изображен Спас Нерукотворный.

Судьба знамени неизвестна.

С начала Первой мировой войны Училище перешло на ускоренный 8-месячный курс обучения. Молодые люди выпускались в чине прапорщика. Почти все слушатели и большинство преподавателей инженерных вузов были направлены на фронт в действующую армию, а академия приостановила свою деятельность. Занятия в академии возобновились в декабре 1917 г., а в марте 1918 был произведен выпуск слушателей приема 1912 г.

 

29-30.10.1917 г. училище предприняло активные действия против большевиков в Петрограде. Расформировано 6.11.1917 г. В его здании и на его средства в феврале 1918 г. были открыты 1-е Советские инженерные командные курсы.

1-е Инженерные Петроградские курсы Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Февраль-март 1918 г. Формирование 1-х и 2-х Советских инженерных курсов в Петрограде.


29 июля 1918 г. Преобразование инженерных курсов в Петроградский военно-инженерный техникум.

 

17 июля 1920 г. Приказ Революционного Военного совета республики о преобразовании техникума в Петроградскую военно-инженерную школу.

 

14 ноября 1921 г. Приказ РВСР о награждении школы Почетным революционным Красным знаменем ВЦИК за подавление Кронштадтского мятежа.

 

В период реформирования армии, ее сокращения и уменьшения расходов на ее содержание произошло слияние и объединение вузов. В 1923 г. Военно-инженерная академия была объединена с Военно-электротехнической академией, а в 1925 - с Военно-артиллерийской в одну - Военно-техническую академию.
 
В мае 1932 г. в соответствии с приказом Реввоенсовета на базе инженерного факультета ВТА и Московского высшего инженерно-строительного училища развертывается Военно-инженерная академия с дислокацией в Москве. С этого времени возобновляется подготовка офицеров инженерных войск с высшим военно-специальным образованием.
19.9.1932 Ленинградская Краснознаменная военно-инженерная школа была объединена с Московской военно-инженерной школой и образована Ленинградская Краснознаменная объединенная военно-инженерная школа (Ленинградское военно-инженерное училище).
 
Перед Великой Отечественной войной академия представляла собой крупнейший учебный и научный центр, в результате деятельности которого решались задачи оборонного и народно-хозяйственного характера. Так, с участием ученых академии была разработана первая система инженерного вооружения, осуществлялось строительство Днепрогэса, Московского метрополитена, Челябинского тракторного завода и других крупных промышленных объектов.


21 августа 1941 г. начались занятия в новом месте дислокации Училища в Костроме.

31 марта 1943 г. В ознаменование 25-й годовщины за боевые заслуги и успехи в подготовке командных кадров инженерных войск Президиум Верховного Совета СССР наградил Училище орденом Ленина.

Август 1944 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о вручении Училищу Боевого Красного Знамени как символа воинской чести, доблести и славы.


Июнь 1945 г. Возвращение Училища из Костромы в Ленинград.


 
Категория: Санкт-Петербург | Добавил: Ермаков (06.11.2008) | Автор: Ермаков E
Просмотров: 5343
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017