Пятница, 28.04.2017, 19:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Библиотека | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Каталоги [8]
Статьи [158]
СМИ [9]
История [16]
От Петровских времён до наших дней.
Памятные даты [7]
Памятники [8]
Училищe [114]
Герои Советского Союза [54]
Герои России [2]
Маршалы Инженерных Войск [6]
...
Генералы [1]
Ученые [0]
Политики [0]
Творчество [9]
Поздравления [4]
Объявления [1]
Админблок [2]
Социум [4]
Поиск
Друзья сайта

Ваш реальный бизнес на портале
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Alma Mater Инженерных Войск
Главная » Статьи » Статьи

Молев М.И.
МОЛЕВ
Михаил Иванович
(5.11.1891 – 28.4.1952)
 
Русский и советский военный инженер и военачальник
Генерал-лейтенант инженерных войск
Заместитель командующего - НИВ 2 Дальневосточного фронта
Помощник начальника Школы по МТО
 Кавалер советских орденов


 

Русский.
Из крестьян. Родился в д. Муссы (Мусцы) Солецкого района Новгородской области, которая в настоящее время является частью г. Сольцы и как самостоятельный населённый пункт не существует. Отец – колесный мастер, мать – домохозяйка, умерли до 1925 г.
1908 – окончил 4-классное городское училище.
1910 – окончил реальное училище.
На военной службе с 1914 г.
Служил в лейб-гв. Сапб (Санкт-Петербург).
Окончил Учебную команду и Саперный класс.
Обучался в Киевской инженерной школе прапорщиков, не окончил.

Лейб-гв. Саперный батальон.
Санкт-Петербург, 18.12.1913

Младший унтер-офицер. Дер. Блудово под Ковелем. Снимался штаб 2гв.див. г. Блудов, 12.3.1916

Получил ранение (1915) и контузию (1916). Фельдфебель сапр.
Кавалер двух степеней солдатского Георгиевского креста и 3 Георгиевских медалей.

Казенный десятник по строительной части. Служащий.
В РККА призван по мобилизации 12.5.1919 г.
Командир взвода отдельной запасной инженерной роты.
На 1922 – командир роты 1сапб.
15.1.1923 – командир 2 роты 11осапб 11СК.
Вывод аттестации от 1923 г.: «Соответствует занимаемой должности, но для продвижения на должность комбата саперного батальона необходимо пополнение общего образования».
М.И. Молев (во 2 ряду справа 3). 11сапб. Смоленск, 12.5.1926
15.8.1927 – окончил КУКС при Ленинградской КВИШ с КУКС.
11.5.1928 – помощник по хозяйственной части командира 11осапб 11СК.
12.9.1928 – руководитель по саперно-маскировочному делу 1 Ленинградской артиллерийской школы.
30.1.1930 – курсовой командир 1 Ленинградской артиллерийской школы им. Красного Октября.
1930 – окончил курс среднего комсостава КУКС в составе Ленинградской КВИШ. Оставлен для продолжения службы в Школе.
22.11.1930 – командир роты Ленинградской КВИШ с КУКС.
17.5.1932 – командир батальона Ленинградской КВИШ с КУКС.
9.9.1932 – помощник начальника Ленинградской ОКВИШ им. Коминтерна по материально-техническому обеспечению.
1933 – окончил Академические курсы. Военный инженер.
4.3.1933 – корпусной инженер 3СК. Полковник (17.3.1936).
23.10.1936 – корпусной инженер 19СК (Ленинградский ВО). Комбриг (22.2.1938).
14.4.1938 – начальник отдела инженерных войск Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
11.9.1938 – начальник отдела инженерных войск 1 Отдельной Краснознаменной армии Дальневосточного ВО.
Комбриг М.И. Молев (справа) на отдыхе в черноморском санатории
 

 Огневая точка внезапного действия 3осб готова к действию. Внутри точки у пулемета начальник отдела боевой подготовки ИВ РККА т. Ильяшевич, рядом - конструктор Зворыкин, справа - корпусной инженер-3 т. Молев, слева - командир 3осб т. Бухтин.

 

За мужество, проявленные в боях с врагами Советской власти, и выдающиеся успехи награжден орденом Красного Знамени (1938).

Генерал-майор инженерных войск (4.6.1940).

Участник Великой Отечественной войны.
29.7.1940 – НИВ Дальневосточного фронта.
10.10.1940 – начальник Инженерного управления Дальневосточного фронта.

1941-45 – заместитель командующего – НИВ Дальневосточного фронта. Усиленно занимался подготовкой коммуникаций в полосе ответственности фронта, за 5 месяцев была построено 946 км  дороги на участке Хабаровск – Куйбышевка-Восточная.

Генерал-лейтенант инженерных войск (17.11.1942).

1945 – заместитель командующего – НИВ 2 Дальневосточного фронта.

Е.Е. Мальцев: «Это были нелегкие задачи. Река Сунгури в июле разлилась на 10 километров, а Амур превратился в бескрайнее море. При подготовке к форсированию Амура воинам армии пришлось построить бесчисленное множество мощных плотов. Добрым словом здесь следует вспомнить начальника инженерных войск Дальневосточного фронта генерал-лейтенанта инженерных войск М.И. Молева. Это был настоящий труженик, который буквально дневал и ночевал в частях и лично руководил постройкой переправочных средств».

За разгром Квантунской армии Японии саперы генерал-лейтенанта Молева М.И. отмечены в Приказе Верховного ГК № 372 от 23.8.1945 г. Награжден орденом Кутузова 1 ст. (8.9.1945).

В послевоенный период – НИВ ряда ВО.
Жена Варвара Ниловна. Дети: Борис (1922 – 1988) – участник Великой Отечественной войны, подполковник; Анатолий – умер в младенчестве; Валентина (1924 – 2001), в замужестве (1946) Шевченко, место жительства: Ленинград.
15.2.1952 – поступил на лечение в Клинический госпиталь ВМА им. С.М. Кирова в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Диагноз: торсионный спазм.
Умер от болезни 28.4.1952 г. Похоронен в Ленинграде.
Старший брат Петр (1885 – 1937) – уроженец д. Муссы (Мусцы), беспартийный, инспектор сберкассы, арестован (15.3.1933) и сослан (3.4.1933) в Западносибирский край на 5 лет, арестован повторно (1937) и расстрелян, реабилитирован (1960).
 
Фотографии
 

Источники информации

1. Мальцев Е.Е. В годы испытаний. – М.: Воениздат, 1979.

2. Военный энциклопедический словарь инженерных войск. – М.: ВИА, 2004.

3. Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник. – М.: Воениздат, 1975.
4. Учетная карточка от 1923 г..
 

Брюховецкий Р.И., Шевченко В.С. 

 
Категория: Статьи | Добавил: 2051 (30.10.2009)
Просмотров: 2457
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2017