|
ЭТОТ кто-то - обыкновенный рядовой сапер, суть профессии которого очень точно отразил в свое время в стихотворении "Саперы" Ярослав Смеляков:
Уже в Истории все даты,
Какие та дала война,
А для саперного солдата
Еще не кончилась она... |
Да, последним с поля боя уходит сапер. Через полгода после окончания Великой Отечественной войны, 23 ноября 1945 года, Маршал инженерных войск М. Воробьев докладывал Наркому обороны СССР о том, что задания правительства по сплошному разминированию местности и важных объектов народного хозяйства в основном выполнены, при этом собрано и уничтожено 41950 тыс. различных мин и 44560 тыс. артиллерийских снарядов, авиабомб и гранат. Без малого 100 миллионов взрывоопасных предметов обезвредили саперы только к концу 1945 года!
А сколько их осталось лежать в нашей земле? Сколько лежит до сих пор? Саперы и сегодня все еще на той войне. Ежегодно они уничтожают свыше 100 тыс. взрывоопасных предметов, оставшихся с тех времен. Не говоря уже о войнах и конфликтах, прогремевших на территории бывшего СССР в последние годы.
Вот только один эпизод. За 10 суток до ввода миротворческих сил в зону грузино-абхазского конфликта российские саперы разведали и разминировали 72 га местности, 1200 км дорог. При этом было обезврежено около 500 взрывоопасных предметов.
А сколько лиха хлебнули наши саперы в Афганистане! До сих пор тех, кто уцелел в той войне, как эхо далеких афганских гор, будит по ночам память о взрывах душманских мин и хитроумных фугасов.
...Вспоминается дорога из Файзабада (административный центр провинции Бадахшан, что на северо-востоке Афганистана) на Кундуз, по которой жарким летом 88-го выходил наш 860-й отдельный мотострелковый полк. Начиненная взрывчаткой, простреливаемая с прилегающих высот, она была для нашей пехоты сущим адом. А представьте, каково было шедшим впереди полковым саперам. На немногим более чем 200-километровом отрезке пути, который полку предстояло преодолеть своим ходом, оказалось до десятка разрушенных мостов, множество участков затопления, а по меньшей мере 40 километров дороги представляли собой сплошное минное поле. Двигаясь со скоростью 1-1,5 километра в час, отряд обеспечения движения под командованием майора Геннадия Лебедя, помнится, на отдельных участках ликвидировал по 7-8 фугасов на километре...
Потом было новое испытание - Чечня. В тяжелейших условиях пришлось здесь работать саперам, оборудуя переправы, обеспечивая продвижение штурмовых отрядов, прикрывая позиции и районы сосредоточения войск минно-взрывными заграждениями, добывая для них воду... Собственно, чеченская война, хотя в ней и были перерывы, для саперов по сути дела не прекращалась ни на минуту. Ведь первое время после взятия федеральными войсками Грозного они ежесуточно обезвреживали и уничтожали до 3 000 взрывоопасных предметов. Эта работа продолжается и сейчас.
Внимательный читатель наверняка заметил, что служба, о которой идет речь, вовсе не ограничивается минированием-разминированием. И вообще главное ее назначение - инженерное обеспечение боевых действий частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил, родов войск. Потому специальные войска, которые занимаются этим, и называются инженерными.
А откуда пошло, с чего начиналось то, что мы называем инженерными войсками? Что представляют они собой сегодня?
ОКАЗЫВАЕТСЯ, элементы самобытного военно-инженерного искусства применялись еще в Киевской Руси. Засека, лесной завал на дороге, лагерь из повозок, земляной вал вокруг стоянки, подкоп под крепостной стеной - эти и многие другие «военные хитрости» уже были в арсенале, так сказать, древнерусских саперов. Впрочем, называли их тогда по-другому: «городошники», «мостники», «порочные мастера» ... в зависимости от выполняемых задач. Одни возводили укрепления. Другие сооружали мосты и переправы. Третьи строили осадные машины (пороки). И так далее.
До конца ХVI века эти задачи выполняли сами войска. В отдельных случаях создавались временные отряды мастеровых. Например, во время похода Ивана Грозного на Казань (1552 г.) впереди войска шли отряды так называемой посошной рати, в задачу которых входило исправление дорог и мостов.
Кстати, именно при осаде Казани русское войско впервые применило мины. Под крепостными стенами были взорваны четыре пороховых заряда, содержащих в общей сложности более 12 тонн пороху. Проделанные таким образом проломы и предрешили успех штурма.
Вообще надо сказать, что в войске Грозного инженерная мысль работала неплохо. Так, для ведения орудийного огня по внутренним сооружениям ханской крепости была возведена деревянная башня (кавальер), превосходившая по высоте крепостные стены, а для противодействия вылазкам гарнизона устраивались «закопи» - позиции для стрельцов в виде окопов. При подготовке к осаде Казани были освоены способы ускоренного строительства так называемых базовых крепостей, основная часть конструкций для которых заготавливалась заранее и потом доставлялась в указанное место.
Дальнейшее развитие военного дела потребовало создания специальных подразделений, которые занимались бы вопросами инженерного обеспечения боевых действий. Первое упоминание о разработке штата такого подразделения в России - минерной роты - встречается в 1702 году. В 1704 году появляется штат команды понтонеров. Законодательное же оформление инженерных войск как таковых было осуществлено 8 февраля 1712 года Петром I. Они насчитывали немногим более ста человек: 75 - минерная рота, 36 - понтонная команда. Инженерные войска объединялись с артиллерией. Одновременно вводились обязательное обучение всех родов войск «инженерству» и специальное военно-инженерное образование. «Кто инженерства не будет знать, тот не будет произведен выше того чина, в котором он ныне обретает», - писал Петр.
Эти слова, выбитые на мемориальной доске, были в свое время как бы девизом старейшей российской школы военных инженеров - Калининградского высшего инженерного училища инженерных войск (ныне филиал Военно-инженерного университета в Новгородской области). «...Построить деревянные школы и в тех школах учить... словесной и письменной грамоте и цифири и иной инженерной наукам», - говорится в Указе Петра I от 10 января (по старому стилю) 1701 года об открытии (тогда оно было в Москве) этого учебного заведения. С этого момента и ведет свой отсчет история становления и развития инженерных войск России.
ИТАК, что же представляют собой инженерные войска России в настоящее время?
Прежде всего их состав и структура определяются задачами военного времени. А это - подготовка и содержание путей для выдвижения, развертывания и маневра войск, обеспечение форсирования ими водных преград и преодоления заграждений, районов разрушений и затоплений, отрывка траншей и ходов сообщения, оборудование пунктов управления, ведение инженерной разведки местности, добыча и очистка воды и многое другое. Отсюда и наличие в инженерных войсках соединений, частей и подразделений самого различного назначения: инженерно-саперных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных, маскировочных, инженерно-аэродромных, морских инженерных и т.д.
В мирное же время, помимо обеспечения боевой подготовки, инженерные войска решают целый комплекс специфических задач. О разминировании мы уже говорили. Добавьте к этому защиту важнейших мостов и гидротехнических сооружений от ледохода и паводка, помощь населению в зонах наводнений и затоплений, непременное участие в ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий...
Впрочем, можно ли наше полыхающее всевозможными конфликтами время назвать мирным? И инженерные войска, как говорится в приказе министра обороны России по случаю установления их праздника, в наши дни достойно продолжают свои славные исторические традиции, успешно решают поставленные перед ними задачи. Этим же приказом учрежден памятный знак «300 лет инженерным войскам России». Памятный знак, как сказано в положении о нем, «является наградным знаком Министерства обороны Российской Федерации, выражающим факт признания заслуг военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и других лиц перед инженерными войсками».
Да, славная история инженерных войск продолжается в делах сегодняшних наследников петровских понтонеров. Но «горячие точки» дают инженерным войскам не только боевую практику. Встает немало вопросов, связанных с совершенствованием их оргштатной структуры, оснащением новыми инженерными средствами. Жизнь подсказывает, например, что в штатной организации инженерных войск мирного времени необходимо иметь боевые части, способные выполнять задачи по прикрытию Государственной границы, обеспечению боевой подготовки и повседневной деятельности войск. По мнению специалистов, оправдали себя и заслуживают внедрения отдельные инженерные формирования, предназначенные для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий на АЭС и предприятиях химической промышленности. Предусматривается оснащение их роботизированными, радиоуправляемыми средствами и средствами с повышенной защитой.
Особое место отводится сейчас созданию инженерных комплексов для оснащения мобильных сил. Они разрабатываются на высокоманевренных базовых шасси с учетом требований по аэротранспортабельности и должны обладать качественно новыми характеристиками и высокой боевой эффективностью.
Словом, впереди у инженерных войск, идущих навстречу своему 300-летнему юбилею, немало напряженной работы, немало трудностей, в том числе и связанных с недостаточным финансированием армии и флота. Пожелаем же им мужества и стойкости на этом трудном пути, и все, как один, последуем совету автора упомянутого стихотворения :
Мы оценить их подвиг тяжкий
По справедливости должны.
Снимайте шляпы и фуражки
Перед саперами страны.